Пневматическая почта

Пневматическая почта является транспортом для перемещения документов и мелких предметов потоком воздуха по трубопроводам. Она используют для пересылки документов на предприятиях связи, в библиотеках, банках и других учреждениях, историй болезни и лекарств в больницах, деталей и инструментов, проб (например, горячего металла) в экспресс-лаборатории на промышленных предприятиях и т.д. Первая действующая установка пневматической почты с протяжённостью трубопроводов 100 м была создана на Лондонском телеграфе в 1853 году.


Основные элементы установок пневматической почты.: трубопроводы, транспортные контейнеры, приёмно-отправительные устройства и воздуходувки. Транспортные контейнеры — патроны или капсулы с вложенными в них предметами с помощью приёмно-отправительного устройства закладываются в трубопровод и под действием перепада давления, создаваемого воздуходувкой, движутся от станции отправления к станции назначения, где изымаются из него. Различают пневматическую почту внутреннюю, функционирующую внутри здания, и внешнюю, связывающую предприятия и учреждения в городе. Трубопроводы внутренней пневматической почты обычно выполняют из тонкостенных цельнотянутых труб внутренним диаметром 50-120 мм. Их общая длина достигает нескольких сотен м. Наименьший радиус кривизны трубопровода ~1 м. Материал труб — латунь, дюралюминий, сталь, а с начала 60-х годов 20 века — часто пластик. Для перемещения документов и предметов стандартной формы без упаковки в патроны иногда пользуются трубопроводами прямоугольного сечения (например, 10´70 мм). В установках внешней пневматической почты используют, как правило, стальные, пластмассовые или асбестоцементные трубы диаметром 65—1000 мм, прокладываемые в грунте. Их длина между соседними станциями достигает нескольких км, а общая длина может достигать нескольких сотен км

 

Патрон или капсула представляет собой короткий контейнер цилиндрической формы диаметром примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубопровода. На его внешней поверхности располагаю уплотнительные головки из фетра или кожи. Средняя скорость его движения с вложениями массой до 1-2 кг составляет 6-20 м/сек (в отдельных установках она может достигать 45 м/сек), а производительность установок пневматической почты — до 2,4 тыс. патронов в час.

pnevmop

Рис. 1. Патрон в изгибе трубопровода: 1 — трубопровод; 2 — гильза; 3 —
уплотнительное кольцо.

В однотрубных реверсивных установках пневматической почты приёмно-отправительные станции выполняют в виде герметичного ящика, внутри которого трубопровод имеет продольный вырез. Патрон принимается автоматически с помощью клина, выдвигаемого электромагнитом. Приёмно-отправительное устройство в простейшем исполнении представляет собой разрыв или продольный вырез в трубопроводе, закрываемый подвижной гильзой.

Для воздухоснабжения установок пневматической почты используют воздуходувки и вентиляторы, создающие в трубопроводах или разрежение, или избыточное давление. Давление регулируется при помощи заслонок и дроссельных клапанов.

 

Пневматическая почта
Пневматическая почта

Рис. 2. Схемы соединения станций пневматической почты: а — линейная
однотрубная реверсивная; б — линейная двухтрубная; в — радиальная; г —
кольцевая; 1 — воздуходувка; 2 — станция.

Применяют линейные, радиальные и кольцевые схемы соединения станций пневматической почты. При малых грузопотоках (до 100 патронов в час) несколько станций соединяют одним трубопроводом — линией двухстороннего действия. В движении на такой линии может находиться только 1 патрон. В однотрубных установках внешней пневматической почты. для увеличения их производительности применяют разъезды, которые располагают как в середине участка линии между двумя станциями, так и на станциях. При такой конструкции на участке могут двигаться одновременно несколько патронов. Двухтрубная линия обеспечивает независимое движение нескольких патронов в обоих направлениях. Несколько (от 2 до 6) линий могут подключаться к одному узлу — распределительному центру с ручным или автоматическим управлением, в котором производится перегрузка и сортировка патронов. По кольцевой схеме патроны пересылаются между любыми станциями без перегрузок. При двухтрубной линии и кольцевой схеме приёмные станции оборудуют стрелками (на ответвлениях линии, Управление стрелками осуществляется при помощи т.н. несущей памяти — системы контактных или магнитных колец на гильзе патрона или централизованно, например при помощи телефонных искателей.