Как появились дорожные знаки

дорожные знакиС «изобретением» дорог тут же появилась необходимость в дорожных знаках: ну надо же было для начала как-то обозначить маршруты. Для этого люди не жалели подручных средств: дороги «метились» обломанными ветками, зарубками на древесной коре, камни. Согласитесь – формат не очень удобный, а тем более малоинформативный, так что люди стали думать, как выделить знак на фоне пейзажа.

Теперь вдоль дорог устанавливались статуи. В Греции это были столбы (гермы) с четырьмя гранями, которые венчала скульптурная голова Гермеса. Позже столбы стали венчать головы прочих мифологических героев, философов и госдеятелей. После появления письменности на камнях появились надписи с названиями населённых пунктов.

Древними римлянами в третьем веке до нашей эры была разработана целая дорожно-указательная система. В храме Сатурна, который находился в центре Рима, поставили золотой столб. От этого столба шёл отсчёт всем дорогам – во все концы империи. Каждая важная дорога оснащалась мильным столбом в форме цилиндра, на котором было выбито расстояние до Римского форума. Такую систему переняли многие страны. Она дошла и до России, воплотившись в верстовые столбы, установленные указом Фёдора Ивановича на дороге Москва – Коломенское (да-да «верста Коломенская» – так дразнили очень высоких и худых людей).

А уже при Петре вышло распоряжение о том, чтобы столбы красили и подписывали цифрами. Однако цифры было мало и на столбе так же стали писать, как называется местность, расстояние и границы определённого владения.

Дорожные знаки по современному типу впервые объявились во Франции в 1903-м году. Поводом для усовершенствования системы оповещения на дорогах стало появление в большом числе автомобилей, что естественно тут же повлекло за собой аварии, то там, то тут повсеместно происходящие. Автомобиль «носился» быстрее лошадей, и тормозить в экстренной ситуации быстро не успевал. А кроме того лошадь могла даже предугадать, когда надо остановиться, не ожидая кучерского кнута, чего нельзя было сказать о конях железных.

Хотя поначалу аварии были – редкостью и возбуждали просто колоссальный интерес. Итак, на парижских улицах появились первые три знака: «Неровная дорога», «Крутой спуск» и «Опасный поворот».

Развитие автомобильного транспорта, конечно, происходило не только во Франции но и во всём остальном мире. Так что задача безопасности движения на дорогах встала перед каждой страной. В 1906-м году представители стран Европы собрались и придумали единую конвенцию, регламентирующую движение автомобилей. Конвенция включала требования к «самодвижущемуся экипажу» и главные правила движения. Ввелись первые 4 международных знаков, обозначавшие неровную и извилистую дороги, а так же перекрёсток и пересечение с железнодорожным полотном.

Знак должен был устанавливаться за 250 метров определяемого им участка. В Россию знаки пришли немного позже, однако вот факт: почти никто их российских автолюбителей не обращал на них внимание.

Хотя конвенция была принята, каждая из стран всё равно продолжала придумывать свои. Оно и понятно: 4 знака – слишком мало, чтобы обозначить все возможные дорожные ситуации.

Для Японии и Китая дело было проще – пара иероглифов указывала на правило. Однако европейские страны не могли всего двумя знаками письменность обозначить целое правило, так что начали придумывать символы.

Например, человечек на пешеходном переходе был придуман в СССР. Однако если автомобиль пересекал границу соседнего государства? Для облегчения жизни водителей в 1931-м году приняли конвенцию и единообразии дорожных знаков и сигналов. Под ней подписалось большинство стран европейских, СССР и даже Япония. Хотя реально консенсус достигнут не был, и перед войной было две действующих системы знаков: одна по правилам конвенции, а вторая – англо-американская, использующая надписи, а не символы.

1949-й стал годом ещё одной попытки создать единую мировую систему знаков. Европейская система была предложена как основа, что не понравилось странам континента Америки, и они не подписали документ. В итоге какие-то знаки остались обязательными, а какие-то страны додумывали сами.

дорожные знаки
дорожные знаки

Сегодня лишь в России действуют более 250-ти знаков, однако система продолжает развиваться. Забавно, что однажды куда-то пропал знак «неровная дорога», хотя в 1961-м его вернули. Причина неизвестна: то ли дороги все резко «выпрямились», то ли были неровными все, и знак потерял смысл.

Сохранить

Сохранить